Негосударственное пенсионное обеспечение: перспективная необходимость
С целью повышения
уровня социальной защиты населения в
Украине за последние годы произошло
реформирование пенсионной системы.
По прогнозам ученых
уже к 2050 году количество пенсионеров
в Украине значительно возрастет, почти в
два раза. То есть, перед государством
встанет необходимость сократить размеры пенсий
или повысить сборы в Пенсионный Фонд
Украины. Основным решением в этой ситуации
является развитие в стране негосударственного
пенсионного обеспечения.
Сегодня в государстве
система негосударственного пенсионного страхования
находится на начальном этапе становления.
Согласно действующим законодательством негосударственное
пенсионное обеспечение осуществляется:
1. негосударственными
пенсионными фондами (НПФ);
2. страховыми
организациями, которые заключают договоры
страхования пожизненной пенсии (СК – life);
3. банковскими
учреждениями, которые заключили договоры об
открытии пенсионных депозитных счетов;
Система негосударственного пенсионного
обеспечения основана с 1 января 2004
г, когда вступил в силу Закон Украины «О
негосударственном пенсионном обеспечении».
НПФ является составной
частью системы накопительного пенсионного
обеспечения, основанной на принципах
добровольного участия физических и юридических
лиц в формировании пенсионных накоплений с
целью получения участниками этой системы
дополнительных средств.
В Украине обеспечено
безусловное право собственности участника
негосударственного пенсионного фонда на
пенсионные сбережения. С момента зачисления
взноса на индивидуальный пенсионный счет
участника, деньги становятся его собственностью.
Основным свойством
негосударственных пенсионных фондов в стране
является то, что участник может в
любой момент перевести свои накопления в другой
фонд. Вкладчик фонда по окончании периода
накопления средств может получить пенсию
несколькими способами. Первый — единовременная
выплата, второй — пенсионные выплаты в
течение указанного в договоре времени,
третий — пожизненная пенсия (накопленные
средства переведены в страховую компанию, заключен
с ней договор страхования пожизненной
пенсии и получение выплат до самой смерти).
Участниками системы
негосударственного пенсионного обеспечения могут
стать граждане Украины, иностранцы и лица
без гражданства.
Негосударственный пенсионный
фонд — финансовое учреждение, в рамках
которой собираются временно свободные средства
предприятий и граждан, которые могут быть
направлены на развитие всей экономики Украины.
Негосударственные пенсионные
фонды являются активным субъектом мирового
рынка капитала, поскольку, трансформируя
свободные средства домохозяйств и предприятий
в инвестиции, они выступают источником
долгосрочных инвестиционных ресурсов для развития
экономики, что, как показывает опыт многих
стран, способствует экономическому росту.
Социальная функция
негосударственного пенсионного фонда проявляется
в том, что такие финансовые институты
имеют возможность формирования персонифицированного материального
обеспечения индивида в старости, как по
его собственной инициативе, так и по
инициативе заинтересованных в этом лиц. Для
корпоративного сектора НПФ предоставляют
инструментарий управления персоналом, что
позволяет поощрять и стимулировать квалифицированные
кадры.
В Украине существует три типа
негосударственных пенсионных фондов:
1.Открытые (учредителями могут быть любые
физические лица независимо от их места работы и характера);
2.Корпоративные (юридическое лицо — работодатель
как учредитель должен создавать условия для пенсионного обеспечения своих
работников, которые будут участниками такого фонда);
3.Профессиональные (объединение граждан или
юридических лиц, которые будут создавать свой фонд).
Основными преимуществами негосударственных
пенсионных фондов являются:
·регулирование (все аспекты деятельности
негосударственных пенсионных фондов регламентирует Закон Украины «О
негосударственном пенсионном обеспечении»);
·информационная прозрачность;
·система защиты пенсионных накоплений.
По мнению специалистов, существующих темпов
развития системы негосударственного пенсионного страхования недостаточно, чтобы
обеспечить граждан дополнительными средствами после выхода на пенсию.
Основными причинами медленного развития
системы негосударственного пенсионного обеспечения называются такие, как:
низкий уровень доходности пенсионных
активов,
законодательная неурегулированность
отдельных вопросов деятельности рынка негосударственного пенсионного
обеспечения,
низкий уровень доверия населения к
негосударственному пенсионному обеспечению, банковской системе,
недостаточная заинтересованность
работодателей в финансировании негосударственных пенсионных программ,
низкий финансовый уровень возможности
граждан для участия в системе негосударственного пенсионного обеспечения.
Создание и функционирование финансовых
структур, осуществляющих негосударственное пенсионное обеспечение, является
решением таких проблем как: увеличение размеров пенсий, обеспечение зажиточной
старости и привлечения дополнительных средств в экономику государства и для
развития отечественного производства.
|