Наталия Королевская: Пенсии обязательно будут увеличиваться ежегодно
Министр социальной политики Наталия Королевская
Недавно исполнилось 10 лет со дня принятия базового закона о
пенсионном обеспечении. По существу, именно с тех пор и началось реформирование
пенсионной системы Украины.
О том, что уже удалось сделать и о планах на будущее рассказала в
интервью для Укринформа
министр социальной политики Украины Наталия Королевская.
- Наталия Юрьевна, сразу после назначения на должность
руководителя Министерства социальной политики Вы заявили, что начатая в 2011
году пенсионная
реформа не дала желаемых результатов. Что именно, по вашему мнению, не было
решено?
- Прежде всего, за 10 лет, с момента принятия пенсионных законов, не был
решен основной вопрос - пенсия должна быть справедливой. Сегодня не действует
государственный механизм, который гарантировал бы действительно достойную
пенсию, зависящую от трудового стажа. Назову главные задачи, которые стоят
перед нами. Первое - необходимо осовременить пенсионные выплаты и ликвидировать
"уравниловку" в пенсиях, второе - преодолеть дефицит Пенсионного
фонда и третье - ввести второй уровень накопительной пенсионной системы.
Сегодня необходимо сосредоточиться на совершенствовании пенсионной системы.
Именно над этим работает наше министерство, специально создана рабочая группа,
в состав которой вошли представители Минсоцполитики, Пенсионного фонда, а также
ученые и другие специалисты социальной сферы.
- Какими же конкретно вопросами занимается эта рабочая группа?
- Люди должны получить реальную защиту, а не ее имитацию. Основная задача
созданной группы - разработка механизмов совершенствования пенсионной системы.
Это комплекс вопросов, над которыми мы работаем. Кроме того, о чем я уже
говорила, это и вопрос пенсионного возраста для женщин, и поиск компенсаторов
для возможности снижения ставки единого социального взноса, и повышение доверия
к системе государственной защиты. Самая большая сложность заключается в том,
что, нарабатывая предложения, специалисты в первую очередь учитывают их
экономическую целесообразность, поскольку пенсионная реформа должна отвечать не
только чаяниям граждан, но и объективным экономическим условиям.
- Есть ли уже результаты работы этой группы? Возможно,
какие-то изменения в законодательство?
- 1 июля 2013 года вступили в силу изменения в пенсионное законодательство,
которые по своей сути являются первым шагом к совершенствованию пенсионной
системы. Они касаются довольно широкого круга людей и прежде всего нынешних
13,6 миллиона пенсионеров. Для них мы изменили порядок ежегодного перерасчета
пенсий. В соответствии с действующим законодательством, перерасчет ранее
назначенных пенсий происходит в результате пересмотра прожиточного минимума (в
этом году - дважды) и 1 марта. Ранее, из-за законодательной казуистики,
существовали ситуации, когда мартовское повышение пенсий вообще можно было не
делать. Теперь мы установили четкую процедуру - пенсии в марте однозначно будут
увеличиваться каждый год.
- Какие еще изменения внесены в пенсионное законодательство за
последние полгода?
- Принят закон, согласно которому многодетные отцы, которые воспитали
пятерых и более детей, при отсутствии матери, получают право на пенсию за
особые заслуги.
Принят ряд постановлений правительства, благодаря чему увеличены размеры
повышений к пенсиям инвалидам Великой Отечественной войны ІІ и ІІІ групп и
участникам боевых действий, которые достигли 85-летнего возраста, до уровня
повышения инвалидам І группы (447 грн). Выросла также минимальная пенсия для
этой же категории ветеранов войны. С 1 мая 2013 года ни один участник боевых
действий и инвалид-фронтовик Великой Отечественной не получает меньше 2547,9
грн. Кроме того, повышены пенсии, размер которых в прошлом году вырос менее чем
на 20% роста средней заработной платы.
- Есть ли какие-то изменения для тех, кто еще не собирается на
пенсию?
- Изменения, которые вступили в силу с 1 июля, прежде всего, коснутся почти
всех женщин. Ведь по предложению Минсоцполитики отныне в страховой стаж также
будет засчитываться период пребывания в отпуске по беременности и родам. Ранее
это время, то есть 70 дней до родов и 56 дней после, в страховом стаже не
учитывалось. Мы считаем, что это несправедливо по отношению к женщинам,
поскольку им, фактически искусственно уменьшался страховой стаж.
- Что это непосредственно даст женщинам?
- Такими изменениями мы установили социальную справедливость в отношении
женщин. До такого введения работодатель платил отчисления только за работников,
которые находились на больничном по болезни, что позволяло зачислять им этот
период в страховой стаж. Тем временем, женщины, которые рожали детей и
находились в больничном отпуске в связи с беременностью и родами, были лишены
этой возможности.
Т.е., тот, кто, например, катаясь на лыжах, получил тяжелый перелом,
требовавший длительного лечения и восстановления, и шел на больничный на
несколько месяцев, при выходе на пенсию был в более выгодных условиях, чем
женщина, которая родила ребенка. Если учесть, что декретный отпуск это 4
месяца, а из-за осложнения во время родов даже больше, то женщины, которые
родили трех детей, без этих законодательных изменений теряли, по меньшей мере,
год страхового стажа.
Кроме того, мы также ввели новый подход к расчету зарплаты для начисления
пенсий лицам-предпринимателям и гражданам, которые получали пособие по
безработице.
- В чем состоят изменения для таких безработных?
- Отныне граждане, которые ранее получали пособие по безработице и
материальную помощь в период профессиональной подготовки, переподготовки или
повышения квалификации, смогут при расчете заработной платы, если это
целесообразно, исключить периоды получения этой помощи. Некоторым гражданам это
позволит увеличить пенсионные выплаты до 5%. Что касается физических
лиц-предпринимателей, то, определяя заработную плату для начисления пенсии,
отныне будет учитываться страховой стаж, за который уплачены взносы. Это
позволит избежать значительного уменьшения коэффициента заработка
лицам-предпринимателям, которые работают по упрощенной системе налогообложения
за месяцы, за которые такие страховые взносы уплачены не в полном объеме.
- Кстати, о предпринимателях. Давно обсуждается возможность
снижения ставки единого социального взноса. Когда этого можно ожидать?
- Мы уже внедряем новые подходы по уплаты ЕСВ. Недавно правительство
поддержало разработанный Минсоцполитики законопроект по расширению перечня
категорий пенсионеров-предпринимателей, которые могут быть освобождены от
уплаты ЕСВ. Дело в том, что теперь на это могут рассчитывать только пенсионеры
по возрасту и инвалиды, мы же в категорию льготников включили получателей всех
видов пенсий, которые достигли пенсионного возраста. Теперь слово за народными
депутатами - Верховная Рада должна принять этот законопроект.
Мы заинтересованы в снижении ставки ЕСВ, поскольку это будет стимулировать
легализацию теневой занятости и рост заработных плат. В то же время необходимо
очень четко продумать компенсаторы наполнения Пенсионного фонда, чтобы мы могли
сохранить расходы, как минимум, на нынешнем уровне, не говоря уже о планах
повышения пенсионных выплат. Над этим сейчас работаем с Министерством доходов и
сборов.
- Но хватит ли имеющихся средств?
- За первые шесть месяцев Пенсионный фонд Украины собрал 81,1 млрд грн
собственных поступлений - перевыполнение составляло 1,4 млрд. Если сравнивать с
аналогичным периодом прошлого года, то поступления выросли на 5,2 млрд грн, или
на 6,9%.
Благодаря такой позитивной динамике мы смогли не только своевременно и в
полном объеме выплачивать пенсии, но и погасить займы Госказначейства, которые
брались временно. Поэтому, как видите, проблем с финансированием на сегодняшний
день нет.
В целом же за полгода на выплату пенсий было направлено 124,5 млрд грн. Это
на 11,5 млрд грн или на 11% больше, чем за первые шесть месяцев 2012 года.
- Действительно, со своевременностью и полнотой выплат
нареканий у пенсионеров нет. Однако есть вопрос качества обслуживания в
Пенсионном фонде.
- Недавно при моей настойчивой просьбе и.о. председателя ПФ пришел в
отделение фонда одного из районов как обычный гражданин - проверить, как
работает система на месте. Результатами мы были шокированы. Не узнав своего руководителя,
клерки заявили ему, что он 101-й в очереди и что в ближайшие два дня может даже
не приходить со своими проблемами. Такая ситуация недопустима, и мы будем ее
коренным образом менять.
Обслуживание пенсионеров, многие из которых имеет трудовой стаж 40-50 лет,
должно быть совсем другим. В частности мы готовим запуск пенсионного
калькулятора, где каждый самостоятельно сможет рассчитать размер выплат, а уже
потом, если останутся вопросы, обращаться к инспекторам Фонда. И это только
один из первых шагов, которые мы определили для себя, ведь сегодняшняя наша
задача - сделать предоставление всех социальных услуг качественным и доступным.
|